• ДОД22
  • Курсы
  • index.php/все-новости/964-2021-02-20_dp
Презентация факультетеа 2021
Faculty Presentation 2021
Универсиада «Ломоносов» по социологии
Подготовительные курсы

Становление и развитие социологии в России

Первым свидетельством становления в России социологии как автономной научной дисциплины является появление в печати статей «Позитивизм и его задачи» (1868) и «Исторические письма» (1869) П.Л.Лаврова, и одновременно с ними работы Н.К. Михайловского «Что такое прогресс?» (1869). К этому же времени относится и публикации Н.И. Зибера, одного из основателей марксистского направления в русской социологии, а также выход в свет трудов А.И. Стронина, сторонника органицизма. Затем начинается регулярное издание в России социологической литературы.

Характер становления научной социологии в России предопределял ряд особенностей. Наиболее существенная из них заключалась в том, что, будучи обязана своим происхождением прогрессивному течению собственной общественной мысли, она совершала самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов.

На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали идеи французских просветителей (Ш.Монтескье, Ф.Вольтера, Д.Дидро, К.Сен-Симона), английских экономистов (А.Смита, Д.Рикардо) и немецких романтиков (Ф.Шеллинг). Затем, она испытала заметное влияние концепций виднейших зарубежных социологов - О.Конта, Г.Спенсера, Г.Зиммеля, М.Вебера, Э.Дюркгейма.

Дальнейшее влияние Запада на развитие социологической мысли в России было связано с двумя наиболее сильными течениями, которые там возникли. Ими стали позитивизм и марксизм, которые были хорошо восприняты отечественными исследователями.

Первым широким течением научной социологической мысли, как и на Западе, в России явился позитивизм. Позитивистская социология получила свое развитие в трудах отечественных ученых разных поколений, среди которых П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и другие. Всех этих исследователей, вслед за О.Контом, воодушевляли приемы познания, заимствованные у точных наук, и их способность с помощью конкретных методов преодолевать идеализм и мистику в трактовке научных фактов. Привлекательной стороной позитивизма представлялась его нацеленность на поиски такого теоретического знания, которое поможет человечеству найти оптимальные средства решения практических задач и встать на путь процветания.

В то же время позитивистская социология в России представляла собой явление оригинальное, самобытное и весьма разноликое. Уже к концу 60-х гг. XIX столетия в позитивистской социологии в России сформировались первые научные направления:

1) натуралистическое, объединявшее органицистские и механицистские подходы к социальным явлениям (представители - Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, П.А. Кропоткин, Я.А. Новиков);

2) географический детерминизм, согласно которому первичным и определяющим при объяснении социальных процессов считается фактор окружающей природной среды (представители Л.И. Мечников, А.П. Щапов);

3) субъективная школа, положившая в основу изучения общества содержание духовной жизни составляющих его индивидов.

Именно субъективная школа стала играть наиболее заметную роль в отечественной социологии на рубеже 60-70-х гг. XIX века. В научной литературе она известна под несколькими названиями - одни социологи предпочитали называть ее субъективной школой или этико-социологическим направлением, другие - субъективным методом. Некоторыми исследователями использовался термин «русская социологическая школа». В каждом из названий подчеркивался один из наиболее характерных признаков этого богатого содержанием, яркого, самобытного направления в социологии.

Субъективная школа, в отличие от других направлений позитивизма, была не совсем типичным явлением в этом широком течении. Ее представители обращались к таким нетрадиционным для позитивизма темам, как духовная жизнь общества, внутренний мир личности, нравственный идеал, ценностные аспекты человеческого поведения. В теоретических трудах представителей субъективной социологии приоритет отдавался субъективному содержанию, привносимому личностью в общественную жизнь. При этом объективные процессы (материальные условия жизни людей, особенности быта и др.) не игнорировались, а учитывались как источник необходимого исследователю второстепенного материала, инертного по своему характеру и выполняющего в социальной жизни подчиненную роль. Этим подчеркивалось определяющее значение личностного начала и творческих способностей человека, их особое место в движении общества на пути прогресса. Субъективный фактор, то есть все то, что составляет содержание внутреннего мира человека, служил главным объектом исследований в трудах представителей данного направления.

Наиболее яркими представителями субъективной школы в России считаются П.Л. Лавров (1823 - 1900), Н.К. Михайловский (1842 -1904) и Н.И Кареев (1850 - 1931). Эти выдающиеся отечественные ученые, хотя и считали себя эмпириками и позитивистами, главное значение придавали нравственным проблемам социологии, а этику (науку о морали) возводили в ранг высшей ценности.

Основоположник субъективного направления в отечественной социологии Петр Лаврович Лавров полагал, что «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями»[1]. Поэтому она охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи вырабатывают в себе достаточную степень индивидуального сознания. С другой стороны - не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и вместе с тем, следовательно, и более справедливое общежитие. А также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление[2].

П.Л. Лавров первым ввел в социологическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения». Он явился создателем целостного учения о прогрессе, которое он постоянно подвергал критике. Решающую роль в общественном прогрессе этот исследователь отводил личности. П.Л. Лавров отмечал, что личность всегда имеет право и обязанность стремится изменить существующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом, вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.

Другой крупный русский социолог - Николай Константинович Михайловский, одним из первых в мировой науке пришел к пониманию необходимости для социологов обращения к психологическим аспектам поведения человека. Н.К. Михайловский считал, что общественные явления нельзя оценивать иначе, как субъективно. Высший контроль должен принадлежать субъективному методу. Он полагал, что социология и этика неразрывно связаны между собой, поэтому нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. Несомненной заслугой Н.К. Михайловского является разработка ряда ключевых проблем субъективной социологии, связанных с природой человеческой индивидуальности, содержанием нравственного идеала, характером психологических механизмов деятельности людей, особенностям разделения труда как фактора социального прогресса.

Одним из выдающихся представителей позитивизма в отечественной социологии являлся Николай Иванович Кареев, которого отличала исключительная широта научных интересов. Н.И. Кареев, отталкиваясь от классической позитивной модели, восходящей к О.Конту, соответственно подразделял социальные науки на три дисциплины - историю, социологию и философию истории.

История, по Н.И. Карееву, «наука о единичном», «кладовая фактов». Задача истории - «изучать конкретное прошлое без какого-либо поползновения предсказывать будущее». Социология - это наука об обществе, изучающая общие тенденции социальных процессов, социальные явления в их совокупности и взаимодействии. Поэтому главной задачей социолога он считал исследование природы общества, его генезиса и основных сил, основой которого должен быть позитивный метод.

Интерес к теме личности и высокая оценка субъективного метода сближали этого ученого с субъективной школой. Н.И. Кареев полагал, что любые формы бытия возникают как результат переработки личностью, в соответствии с ее идеалом, безличной к индивидуальному существованию среды. Вслед за П.Л. Лавровым он рассматривал самосознание личности как явление, которое невозможно объяснить ни через обращение к внешним воздействиям, ни через фактор влияния прошлого.

Таким образом, Н.И.Кареев был одним из первых, кто начал развивать психологический подход к явлениям социальной жизни и рассматривал общество как систему, порожденную процессами внутренней психологической жизни индивидов и их психического взаимодействия. Так, с одной стороны, он утверждал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни». С другой стороны, уточняя определение предмета социологии, ученый полагал, что социологию можно трактовать как в широком, так и узком смысле. В первом смысле это есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, т.е. изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных. Последними законами и должна заниматься социология в более узком значении слова, задача которой состоит в выявлении сущностных признаков личности и определения ее места и роли в обществе.

К концу XIX века в русле позитивистского направления наметилась склонность к психологизму в трактовке социально-исторических процессов и закономерностей общественного развития.

Появление психологической ориентации в русской социологии во многом было вызвано тем, что изменения, происходившие в общественной и экономической жизни разных государств, и, прежде всего, обострение классовой борьбы, обуславливали необходимость изучения причин и механизмов массовых социальных процессов, требовали выяснения конкретных характеристик изменений в психическом состоянии и поведении больших социальных групп.

Психологизм, в целом близкий к субъективному методу, исходил из того, что в природе человека заложены особого рода свойства в форме потребностей, интересов, желаний, различных эмоций и идей, проявление которых неизбежно связано с общением людей друг с другом. Причем в ходе психологического взаимодействия возникают новые социальные феномены, которые вне процесса взаимодействия у человека отсутствуют.

Одним из отечественных социологов, внесших существенный вклад в разработку психологических элементов социологического знания, был Е.В. де Роберти. Интересы этого ученого лежали по преимуществу в области теории и истории социологии. Он вплотную занимался определением ее предмета и метода, а также разработкой традиционных для позитивистской проблематики идей прогресса и солидарности. В то же время главным предметом социологических исследований этого социолога было духовное содержание жизни общества, ее психические и нравственные формы.

Е.В. де Роберти полагал, что «… Не одни внешние перемены в отношениях между людьми, соединенными узами общественности, не одни их поступки, не одно их поведение составляют предмет изучения социолога, но в равной - чтобы не сказать значительно большей мере, и глубокие причины этих перемен, этих действий, этого поведения. От тщательного наблюдения и описания первых социолог постепенно и осторожно переходит к определению и подробному анализу вторых. Научная разработка социологических вопросов, как и всяких других задач человеческого знания, немыслима вне такого систематического восхождения от конкретных следствий ко все более и более отвлеченным причинам. Подобно всем другим наукам, значительно опередившим ее в своем развитии, и социология должна сделаться настоящей «этиологией» общественных явлений[3].

Но этой цели она может достигнуть, очевидно, только включив в область своих исследований всю духовную жизнь человечества, рассматриваемую как биосоциальное явление, как сложный продукт сочетания двух основных форм мировой энергии: жизненной (т.е. своеобразного превращения физико-химических сил природы) и общественной (т.е. столь же своеобразного превращения биологических свойств); и, главным образом, как неизбежное следствие психического взаимодействия, превращения сознания в познание. Продукты высшей духовной жизни, в отличие от психофизических отправлений, общих у человека с остальными животными, становятся, таким образом, непосредственным объектом изучения социолога. Совокупность этих продуктов носит на языке новой науки об обществе общее название культуры и сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле этого слова.

Не только история наших знаний, наших миропониманий, наших эстетических стремлений и осуществлений, но и наука, и религия, и философия, и искусство сами по себе, как социальные факторы первостепенной важности, как могучие рычаги общественного движения, составляют едва ли не наиболее ценное содержание социологии. Все эти области общественной или личной, т.е. общественно-индивидуальной, но отнюдь не биоиндивидуальной духовной жизни… являются прямыми и главнейшими предметами исследований социолога[4].

Выдающимся русским социологом-позитивистом конца XIX - начала ХХ века, является Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916), которого справедливо считают отцом – основателем отечественной социологии.

М.М. Ковалевский создал собственную - интегральную методологию социального познания. В своем подходе к системе научного знания придерживался той же классификации, что и О.Конт. Конкретные науки (этнография, стилистика, политическая экономия и др.) по мнению М.М.Ковалевского, обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь эти науки должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы существования и развития, какие призвана устанавливать социология как наука о порядке человеческих обществ»[5].

Определение предмета социологии у М.М.Ковалевского тесно связано с исследованием коллективного сознания разных социальных групп, их организации и эволюции. Вслед за О.Контом он рассматривал социологию как науку, призванную выработать свод социальных законов и раскрыть, таким образом, смысл человеческого бытия. Однако известную формулу О.Конта: «социология – это наука о социальном порядке и социальном прогрессе» М.М.Ковалевский заменил собственной: «социология – это наука о социальной организации и социальном изменении»[6].

Публикация фундаментального труда М.М.Ковалевского «Социология» послужила импульсом для бурного развития социологической мысли в России. В нем этот ученый определил предмет и место социологии в системе наук.

М.М. Ковалевский считал, что «социология в отличие, например, от истории необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию. Основная задача социологии - раскрытие причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой». В своем подходе к социологии как системе научного знания он придерживался точки зрения, согласно которой психология - не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки - этнография, статистика, политическая экономия лишь обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки «должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». Поэтому основной метод социологии - историко-сравнительный, который является средством построения нового направления - социологии генетической, способной к описанию естественной истории человеческих обществ в «параллельном изучении различных форм общежития у различных древних и современных народов, которое должно дать общую формулу социальной эволюции»[7].

Этот ученый сформулирован целый ряд основополагающих установок в области методологии социологических исследований. Так, по мнению М.М. Ковалевского, «социолог обязан иметь дело только с фактами; в работе с этнологическим и историческим материалом следует избегать необоснованных обобщений; важно соблюдать необходимую последовательность: сначала выявлять признаки сходства исследуемых явлений, а затем - фиксировать различия; факты нужно систематизировать с учетом стадии эволюции и уровня развития…»[8].

М.М.Ковалевский провел анализ различных социальных явлений и факторов, их обуславливающих. При этом он утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора; в действительности люди имеют дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый, так или иначе, связан с массою остальных, ими обусловливается и их обусловливает. Другими сферами социологического творчества этого мыслителя стали: анализ государства, концепция прогресса и политическая социология, - в названных направлениях он создал научные школы, которые занимались активной исследовательской деятельностью. Так, он считал, что одной из задач социологии является «раскрытие причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой. Только социология может ставить себе целью раскрытие элементов, необходимых для блага общества, то есть, для его порядка и прогресса, и раскрытие всех многообразнейших социальных причин, от которых они зависят в их взаимодействии»[9].

В своей работе «Политическая программа нового союза народного благоденствия» М.М. Ковалевский, разбирая известные формы правления в различные эпохи, писал: «Форма правления – не предмет свободного выбора; она должна отвечать порожденным историей верованиям и желаниям народных масс»…[10] Но социология не должна заимствовать у конкретных дисциплин свои основные порядки, а должна вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей»[11].

Своеобразие развития социологии в России состояло также в том, что деятельность крупнейших представителей классического позитивизма в России, заложивших фундамент отечественной социологии и оставивших солидное творческое наследие, во многом сохраняющее свою научную ценность и сегодня, не требует рассмотрения их в рамках жесткой привязанности к какой-либо одной социологической школе. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Е.В. де Роберти, Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский - ученые, близкие по своим научным взглядам и гражданским позициям, отличались своим кругом интересов, особой научной проблематикой.

В становлении отечественной социологической теории, в эволюции представлений о предмете, задачах и структуре социологической дисциплины огромную роль сыграли идеи ученика М.М.Ковалевского - Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968).

В деятельности П.А. Сорокина наиболее полно и гармонично сочетались качества ученого-исследователя, педагога и организатора науки. Научные труды П.Сорокина с самого начала отличались широтой и разнообразием тематики и все без исключения были связаны с выяснением тенденций будущего развития человечества.

Ранний период творческой деятельности П.А. Сорокина, охватывающий дореволюционные годы, был отмечен творческой переработкой идей М.М. Ковалевского, секретарем которого он был в течение нескольких лет.

О своеобразии понимания П.А. Сорокиным специфики предмета и метода социологии достаточно ясно свидетельствует разработанная им в 1919 году программа преподавания социологии. В ней социология трактуется как наука о поведении (формах, причинах, результатах) живущих в среде себе подобных, а не как наука о каком-то едином обществе. По П.Сорокину,социология - это наука объективная, свободная от всякого нормативизма и субъективного психологизма: она изучает социальные явления «как вещи».

Главной работой русского периода научной деятельности П.А. Сорокина является «Система социологии»[12], вышедшая в свет в 1920 году и задуманная ученым как широкое исследование по вопросам теории и методологии социологии. Несмотря на то, что из восьми намеченных томов автору удалось выпустить всего два, в них достаточно полно изложены новейшие представления о социологии как целостной системе научного знания. Это было первое в отечественной социологии оригинальное изложение теории социального взаимодействия, основное содержание которой составил детальный анализ всего разнообразия процессов социального взаимодействия, средств, обеспечивающих саму возможность взаимодействия и нравственных начал жизнедеятельности общества. Хотя сам П.А. Сорокин квалифицировал данный труд как «бихевиористский», тем не менее, он стремился сочетать в нем естественнонаучную методологию изучения общества с признанием его специфики. Так, согласно П.А. Сорокину, социология исследует социальную реальность как процесс взаимодействия особей. Ее задачей является не отражение конкретного мира, а его разложение как совокупности отношений и формальных связей.

По П.А. Сорокину, «взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социальных явлений; оно может служить моделью последних…

Общество или коллективное единство, как совокупность взаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальной … (совокупности – Н.О.) оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых не может быть в сумме изолированных индивидов. Но вопреки реализму, общество существует не «вне» и независимо от индивидов (имеется в виду направление), а только как система взаимодействующих единиц, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов»[13].

Следует отметить, что в «Системе социологии» П.А. Сорокин большое внимание уделял анализу социальной структуры общества, определению критериев социальной дифференциации. В нем можно найти исходные положения концепции вертикальной и горизонтальной мобильности, критерии социальной стратификации и другие понятия (социального поведения, социального контроля), вошедшие, затем, в его будущие работы и принесшие автору всемирную известность.

Наряду с позитивизмом, одним из наиболее крупных и влиятельных направлений в социологической мысли в России был марксизм.

К концу XIX века в России, в рамках марксистской социологии, сформировалось два подхода - радикальный (революционный марксизм) и легальный марксизм.

Выдающимися представителями революционного подхода были Г.В.Плеханов (1856 - 1918) и В.И.Ленин (Ульянов) (1870 - 1924).

Революционер и ученый, основатель социал-демократического движения в России, Георгий Валентинович Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в развитии философии и социологии. В своих работах «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и многих других, он блестяще изложил марксистскую теорию общества. Вслед за К.Марксом Г.В.Плеханов обосновал материалистическое понимание истории, показал сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут различные социальные группы.

Революционер и социальный мыслитель, основатель советского государства Владимир Ильич Ленин в ряде работ активно исследовал общественный строй в России и роль различных классов в грядущей революции. Исключительную роль в развитии марксистской социологии в нашей стране сыграла его работа «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В ней В.И.Ленин субъективной социологии противопоставил марксистскую диалектику, в частности, учение о конкретности истины, материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории.

Значительное место в работах В.И. Ленина, вышедших накануне Октябрьской революции 1917 года и сразу после ее победы занимает анализ марксистской теории государства, классовой сущности и функций различных видов демократии и диктатуры особенностей советов как государственной формы диктатуры пролетариата, перспектив и условий «отмирания государства».

Однако, несмотря на то, что В.И. Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах нельзя найти законченной концепции социологии. Тем не менее, он внес крупный вклад в развитие марксистской мысли на социологическом уровне. Прежде всего, он заключается в дальнейшей разработке марксистской теории общества и применении этой теории для анализа различных сфер жизни российского общества. Кроме того, В.И. Лениным были проведены систематические исследования прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замечательным примером тому служит его работа «Развитие капитализма в России».

В отличие от радикальных марксистов, легальным марксистам в принципе была чужда идея о диктатуре пролетариата, их вполне устраивало то, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Социологию марксизма легальные марксисты истолковывали в духе экономического материализма, ставя изменения в обществе, особенно правовые, в непосредственную зависимость от экономики.

Так, главные представители легального марксизма в России – П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев, С. Франк поддерживали лишь экономическую теорию К.Маркса. Они выступали в легальных журналах «Новое слово», «Начало», «Жизнь», использовали положения марксистской экономической теории для обоснования необходимости развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные концепции реформирования общества.

Следует отметить, что В.И. Ленин критиковал легальных марксистов за стремление «взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность». По В.И. Ленину, легальные марксисты – «буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму»[14].

В целом национальные черты становления и развития социологии в дореволюционной России имели два основополагающих аспекта.

Во-первых, корни этой науки лежали в русской культуре и в традициях русского освободительного движения.

При этом особенностью социологии в России была ее тесная связь как с гуманистическими идеалами русских социальных философов (В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского), так и с конкретными нуждами страны.

Нельзя не отметить тот факт, что ведущие политики дореволюционной России всегда учитывали мнение ученых-социологов. Так, великий финансист России С.Ю. Витте, который провел целый ряд преобразований, предварил их теоретическими исследованиями. П.А. Столыпин, разрабатывая проект административной реформы и реформы местного самоуправления, призванных выступать важным средством всей преобразовательной политики, положил в их основу идеи теоретиков государственной концепции самоуправления. Среди них можно назвать Р. Гнеиста, Л. Штейна, В.П. Безобразова, А.Д. Градовского, которые отмечали близость сфер деятельности местного самоуправления и государственной власти.

В то же время, российская социологическая теория во многом опиралась на анализ конкретных социальных преобразований и реформ, которые имели место в указанный период. Например, М.М. Ковалевский исследовал причины и ход столыпинской реформы, выступал с прогнозами её последствий. Как один из лидеров партии демократических реформ, член Государственной Думы и Государственного Совета, он использовал имеющиеся возможности для коррекции политики П. Столыпина и его кабинета. Как публицист М.М. Ковалевский информировал о реформе не только российскую, но и зарубежную общественность, о чем свидетельствуют его книги «Русский кризис» (1906 г.) и «Россия социальная» (1914), изданные в Париже.

Во-вторых, русская общественная мысль выдвинула оригинальные социологические идеи, которые во многом были обусловлены своеобразием развития российского общества, и к которым западные социологи пришли гораздо позднее.

Так, Н.Я. Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе «Россия и Европа» (1869). Многие положения теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского позже были вновь выдвинуты О. Шпенглером и А.Д. Тойнби. В ряде аспектов Н.Я. Данилевский был предтечей и многих других идей мировой социологии. Н.М. Михайловский и П.Л. Лавров предвосхитили воззрения американского социолога Л. Уорда о двояком характере исторического процесса. М.И. Туган-Барановский и П.Б.Струве заложили основы теории, позднее названной В. Огборном теорией «культурного отставания».

Выдающиеся представители русской общественной мысли - Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, М.М. Ковалевский и П.Сорокин не только внесли существенный вклад в становлении в России социологической дисциплины, но и вывели отечественные социологические учения за пределы национальных границ.



Автор - профессор Н.Г. Осипова



[1] Лавров П.Л. Философия и социология // Избранные произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.
[2] Лавров П.Л. Философия и социология // Избранные произведения: в 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.
[3] Де-Роберти Е.В. Социология и психология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2. С. 7.
[4] Де-Роберти Е.В. Социология и психология // Новые идеи в социологии. Сб. № 2. СПб., 1914. С. 8 - 9.
[5] Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 30.
[6] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 52.
[7] Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 30.
[8] Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). М., 2004. С. 52.
[9] Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 9.
[10] Ковалевский М.М. Политическая программа нового союза народного благоденствия. СПб., 1906. С. 6.
[11] Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 30.
[12] Сорокин П.А. Система социологии: в 2 т. Пг., 1920.
[13] Сорокин П. Система социологии: в 2 т. Пг., 1920. Т. 1. С. 44, 81, 247.
[14] Ленин В.И. Полн. Собр. соч. 5-е изд. М., 1958 – 1965. С. 96.





2020

На социологическом факультете МГУ состоялась XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения»

Подробнее...

На социологическом факультете прошел "День открытых дверей".
На сайте факультета доступны материалы дня открытых дверей

Подробнее...

Открыта экспозиция, посвящённая 75-летию Победы.

Подробнее...