Научное студенческое общество (НСО)

Конференции, форумы, семинары, открытые лекции и многое другое для студентов и аспирантов факультета
Подробнее...

Студенческий совет

Мероприятия, решение образовательных и социально-бытовых проблем, информирование, защита прав и многое другое для студентов факультета
Подробнее...

Студенческая комиссия профкома

Материальная помощь, Социальная стипендия, Талоны, Лагеря, Экскурсии, Театры и многое другое для студентов факультета
Подробнее...

Драма в танце «Анна Каренина»: социологи анализируют

.

В рамках учебной дисциплины «Социология культуры» (преподаватель к.соц.н., доц. Коркия Э.Д.) 15 марта 2017 года студенты 4 курса очно-заочной формы обучения посетили необычную театральную постановку под названием «Анна Каренина» по одноименному роману Л.Н. Толстого.

Выбор пал на эту постановку неслучайно, ведь на протяжении всего спектакля актеры не произносят ни одного слова и выражают все эмоции и чувства, используя лишь мимику, движения и жесты. Невербальное поведение отражает структуру социокоммуникативной системы как отрасли изучения дисциплины «Социология культуры». Безусловно, хореографическая постановка «Анна Каренина» на сцене театра имени Евгения Вахтангова никого не оставила равнодушным. Поэтому вскоре после посещения театра студенты выразили свои впечатления о таком нетривиальном спектакле – действии.

Усова Влада:

Сегодня современное искусство все больше и больше входит в нашу жизнь. Оно наполняет все искусство каким-то новым смыслом и субъективным веянием. В рамках дисциплины «социология культуры» нами был посещен спектакль «Анна Каренина» в театре им. Е. Вахтангова. Впечатления от увиденного остались крайне необычными и специфичными. Особенностью спектакля являлось то, что он был полностью исполнен без слов, реплик и монологов. Также стоит отметить минимализм декораций и цветовых оттенков, которые сопровождали спектакль. Интересно было посмотреть, как без особых предметов создается картина, минимализм позволил нам увидеть главное – эмоцию главной героини. Скорее всего, именно на этом делался акцент.

С самого начала довольно тяжело понять сюжет, но во второй части действительно осознаешь весь спектр эмоций главных героев. Конечно, это не классическая постановка, которая понравится всем, но это такой новый взгляд и новое прочтение давней истории, которая имеет право на существование.

Бакулина Виктория:

«Анна Каренина» Льва Толстого на сцене Вахтанговского театра, на мой взгляд, спектакль неординарный и поэтому весьма неоднозначный. Данная постановка хореографическая, и поэтому она достаточно сложна как и для актеров, задействованных в самом спектакле, так и для зрителей, пришедших им насладиться.

Актерам необходимо было выкладываться на все 100%, чтобы показать публике все переживания героев, а сделать они могли это только на невербальном уровне – постановка не предполагала никаких монологов, диалогов. Однако музыкальное сопровождение было на достаточно высоком уровне - на протяжении 2,5 часов спектакля звучали произведения Шнитке, Чайковского, Малера и Форе. Антураж постановки оставляет желать лучшего. Однако, я считаю, что актерам вполне удалось справиться со своей главной задачей - передать все чувства, сожаления, радости и потери главных героев: особенно яркой стала последняя, заключительная сцена, которая, на мой взгляд, никого не оставила равнодушным.

Янкина Екатерина:

Ещё до самого представления, у зрителя возникает огромный интерес. А связано это с тем, что постановка лишена слов. Все эмоции переданы по средствам танца, музыки, мимики и жестов. С одной стороны, данная подача является достаточно оригинальной, с другой представляется нереальной, мало осуществимой задача передачи сути произведения без диалогов главных героев.

«Очень жалею, что одно грубое и материальное вам понятно и натурально» - по отношению к данному спектаклю, к сожалению, так. По моему субъективному мнению, данная постановка заслуживает оценки 3/10. И все три балла здесь исключительно за оригинальность преподнесения. Если бы на моем месте оказался человек не знающий сути данного произведения, то он точно не смог бы понять его, хотя даже знающему читателю это было очень и очень непросто.

Власенко Наталья:

Современное искусство направлено скорее на самовыражение и позволяет его автору "быть замеченным". В связи с этим современное искусство использует различные материалы, различные подходы и направленно на различную (а иногда и весьма неожиданную) аудиторию. Все это помогает "завлечь" зрителя. Именно самовыражение и привлечение внимания аудитории является основной функцией современного искусства во всех его проявлениях. (Но интересным является тот факт, что оценка аудитории уже не так важна, и «народное признание» вовсе необязательно для существования и развития современного искусства).

Что же происходит с классическим искусством? Основная его направленность, вероятнее всего, тоже связана с описанием повседневности, направлена на раскрытие особенностей социального взаимодействия в описываемом месте и времени. Однако здесь акцент делает больше на социальную значимость самой проблемы, а не идеи и видения автора. И социальная оценка произведения искусства (будь то театральные постановки, живопись, литература и др.) является важным условием для включения в так называемое культурное наследие.

Театральная хореографическая постановка "Анна Каренина" - отличный пример объединения классики и современности на уровне идеи. Использование автором постановки минималистического подхода (костюмов, декораций, участников и др.) позволяет зрителю уловить сюжетную линию и максимально прочувствовать переживания героев. Данный сюжет, безусловно, характеризует быт дворянской среды и ключевые нравы российского государства в конце 19 века. А это и есть проявления культуры. И Социология Культуры как раз оказывается актуальной: она позволяет проследить пролонгированные идеи прошлого в настоящем, оценить их актуальность и востребованность со стороны современного общества, а также уместность современного прочтения.

Именно поэтому социологический анализ театра (и данной театральной постановки в частности) актуален, ведь социальная проблема, отголоски которой можно встретить и современности, по-прежнему остается ключевой. Самовыражение автора относится лишь к "обрамлению" той или иной социально значимой проблемы, которая должна привлечь внимание аудитории.

Также для социологического анализа интересно восприятие аудиторией действа, которое происходит на сцене, оценка "осовремененной" классики.

Волкова Карина:

Я бы дала по десятибалльной школе моего впечатления 5 баллов. Движения в танцах очень повторялись. Если бы я не читала книгу, вообще бы ничего не поняла. Конец неплохой, хорошо изобразили. Думаю, что один раз сходить можно, но второй раз я бы точно не пошла.

Григорьева Екатерина:

Я придерживаюсь консервативных взглядов на искусство и предполагала, что постановка без слов на меня не произведет хорошего впечатления. Так и случилось - пара слов в этой постановке все же не помешала бы. Лишив драму Л.Н. Толстого текста, постановщик так же лишил высшее общество роскошных нарядов, а сцену - декораций. Сложилось ощущение, что Анну Каренину отверг не высший свет, а безликая масса в одинаковых мрачных одеяниях. Такой минимализм и полное отсутствие освещения в данном случае не были оправданы. Музыкальный ряд и пластика главных героев были однообразны - кульминационные моменты, за исключением финала, не были обозначены. Я ожидала гораздо большего, даже от постановки без слов.

Как социологу, мне было интересно измерить реакцию своих коллег на данную постановку. Мною были собраны следующие результаты:

Стоит отметить, что два моих однокурсника выбрали вариант ответа «отношусь нейтрально». На мой взгляд, настоящее искусство всегда должно вызывать эмоции, оно не может быть воспринято нейтрально. Призванное передавать мысли и чувства автора, искусство пробуждает в зрителе различные эмоции. Отсутствие реакции на увиденное - показатель того, что данная постановка едва ли претендует на звание «произведения искусства».

Полагаю, Льву Николаевичу, как и мне, не понравилось бы данное прочтение его произведения.

Бородина Ольга:

Ну, что сказать, маркетинг правит миром! Нас уже давно приучили к тому, что, чем необычней и вычурней форма, тем лучше содержание. Утверждение, конечно, очень и очень спорное, но в большинстве случаев работает. Никто не хочет покупать обычный шампунь для волос, зато все хотят с ароматом магнолии, нитками натурального китайского шёлка и маслом эдельвейса, собранного в полнолуние, когда Меркурий находился в доме Стрельцов.

Третьего дня были в театре Вахтангова на балете Анна Каренина. В драматическом театре. На балете. Зачем же с классикой так? Льва Николаевича-то так за что?

Первый акт удалось высидеть исключительно благодаря крайней степени изумления вплоть до оцепенения. Это как в фильмах ужаса, когда на героя наступает огромная волна цунами, а он не убегает, а стоит и смотрит не в силах сойти с места. И вдруг, во втором акте, толи открылись новые горизонты, толи организм справился со стрессом, а может это и вовсе не причём, просто за время первого акта мы уже пережили все стадии от отрицания до принятия, но второй акт, не побоюсь этого слова, даже понравился. Не сказать, чтобы восторг, но, по крайней мере, не ушли из театра с ощущением потраченных впустую времени и денег.

Суббота Анастасия:

Спектакль «Анна Каренина», который мы посмотрели в Театре имени Е. Вахтангова, очень интересен по своему исполнению. Это современная хореографическая постановка, в которой минимализм прослеживается во всем: костюмах, декорациях, словах. И, казалось бы, как такое классическое произведение, в котором очень большую роль играет внешние проявления (платья, слова, интонации и т.д.), может быть так исполнено. Но, на мой взгляд, именно потребности современного человека способствовали созданию такой постановки. По сути вся эта внешняя «шелуха» только отвлекает от главного, человеку сейчас хочется видеть что-то лаконичное, чтобы все «по делу». И именно такое прочтение позволило полностью сконцентрироваться на чувствах и смыслах в чистом виде.

Чапля Екатерина:

"Первый акт. Скучно. Не понятно. Но мы не сдавались. С каждой минутой было все тяжелее и, когда раздался заветный звоночек, я быстро побежала в буфет. Злая буфетчица гавкнула: - паспорт! 400 р!, я отшатнулась и весёлая толпа понесла меня обратно в зал. Ничего страшного. 
Заметив, что многие не вернулись после антракта, я успокоила себя: на улице все равно дождь, лучше тут переждать. 
Звонок. Второй. Поехали! 

Атмосфера театра заиграла в венах. Стало интереснее, но также не понятно. Первая сцена, вторая и вот, я уже будто перевоплотилась в Каренину, чувствую все Ее переживания, всю грязь этой женщины и пережитые ею страдания. Ария в конце произведения - она стоила всех ожиданий. Мурашки разбежались по коже и слов не осталось...одни эмоции...
Аплодировали все. Стоя.

Второй акт стёр память о первом, неудачном, на мой взгляд. В целом, это было захватывающе, увлекающие.
Со стороны социологической, как судить о данной постановке? Можно ли сказать, что она влияет на зрителей? Безусловно влияет, но абсолютно по-разному, индивидуально.
Это произведение может чему-то научить? Да, смелости. Смело исполнять "Анну Каренину" Л.Н. Толстого в таком необычном жанре, без единого диалога. 
Посоветовала бы я Ее другим? Да, оно того стоит. Чтобы понять себя. Это странно, но так. Терпение, интуиция, чувства - вот что развивает данная постановка. 

Безусловно, современная социология театра характеризуется возрастающей комплексностью своих исследований, разветвленности направлений, пристальному вниманию  к постмодернизму, тенденций развития театра, направлением определения его специфики как социокультурного института  в системе социальных связей.

Благодарим Социологический факультет за возможность окунуться в мир театрального искусства и культуры и проанализировать бытийную, жизненную проблематику, культуру повседневности с точки зрения социологических теорий и концепций!