О XVIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения»

.

19 февраля 2024 г. на социологическом факультете МГУ состоялась XVIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения». В этом году конференция проходила по теме «Классический университет: современные тенденции и векторы развития (на пути к 270-летию Московского университета)».

Актуальность выбранного направления конференции обусловлена тем, что российское высшее образование и наука встают перед новыми вызовами, связанными с масштабными социальными, поведенческими, политическими, экономическими трансформациями. Эти вызовы ставят вопрос о роли и миссии именно классических университетов, которые исторически стояли в авангарде научного и академического развития.

Конференция была также приурочена к грядущему в 2025 году 270-летнему юбилею Московского университета – университета, который играл и будет играть ключевую роль в наиболее важные и судьбоносные для страны моменты, который определяет направления развития тех самых научных дискуссий, необходимых для постоянного прогресса и движения вперед.

Конференция, проходившая в очном формате, привлекла широкое внимание со стороны научной общественности. Было подано более 550 заявок из 39 городов России, 130 вузов и научных институтов из России и зарубежья.

В рамках торжественного открытия конференции с приветственным словом выступил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Владимирович Афанасьев. В своем выступлении он затронул вопросы, касающиеся нового витка изменений в российской системе высшего образования. Обозначив ключевые векторы данных изменений, Дмитрий Владимирович призвал к широкой дискуссии в том числе и в университетском сообществе по поводу конкретных очертаний нового образовательного пространства.

Далее перед участниками выступил декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Николай Генрихович Скворцов. Он обозначил актуальность выбранного направления конференции, сказав о том, что сегодня перед классическими университетами стоит множество вызовов. Отдельно он упомянул о том, что данные изменения напрямую касаются социологии и социологических направлений в российских вузах, а потому для социологического сообщества данные дискуссии имеют особый смысл.

С первым пленарным докладом «Классическое университетское образование перед вызовами современности» выступила декан социологического факультета МГУ, заведующая кафедрой современной социологии, профессор Надежда Геннадьевна Осипова. В своем выступлении она подробно остановилась на проблемах и перспективах классического университетского образования в условиях постоянных изменений, вызванных в том числе выходом из Болонской системы. Причем классические университеты сталкиваются как с институциональными изменениями института образования, так и трансформациями в моделях поведения абитуриентов и студентов, вызванных в том числе процессами цифровизации, изменениями жизненных приоритетов.

Затем с докладом «Высшее образование в России через призму опросов общественного мнения» выступил генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Валерьевич Федоров. Докладчик рассказал о потребности в высшем образовании в глазах российских граждан. Согласно приведенным данным, подавляющее большинство населения считают высшее образование важным социальным лифтом, все больше россиян за последние годы считают, что высшее образование нужно для построения карьеры. При этом университетский диплом не находится в топе жизненных приоритетов современной российской молодежи.

С третьим пленарным докладом «Проекты модернизации университетского образования в современной России: замыслы и результаты» выступил доцент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор социологических наук Владимир Алексеевич Смирнов. В своем выступлении докладчик рассказал о проблемах отраслевой модели высшего образования, обозначил трудности с разбалансировкой системы высшего образования, а также необходимость в обновлении материально-технической базы.

В этот же день состоялись заседания 7 секций и одного круглого стола, которые были посвящены разным и крайне актуальным вопросам: месту и роли классического университета в современном обществе, историческим этапам развития классического университета, организационным и экономическим аспектам управления современным университетом, трансформации образовательной коммуникации в контексте цифровизации общества, социальным технологиям в университетском образовании, роли преподавателя в современном классическом университете, роли университета в разработке приоритетов семейно-демографической политики.

В рамках конференции были обозначены ключевые проблемы и вызовы, которые стоят перед российскими классическими университетами, предложены конкретные пути стабилизации российской системы образования в новых условиях.