Темнова Лариса Витальевна

Назад к странице кафедры

Ссылка на профиль в системе «ИСТИНА»

Доктор психологических наук,
профессор кафедры современной социологии 

Перечень учебных курсов и преподаваемых дисциплин:

Социальная психология
· Социология личности
· Педагогика и психология высшей школы
· Методика преподавания социологии в высшей школе
· Социология и психология массовых коммуникаций
· Социальные типологии и патологии личности
· Профессиональные деформации личности в системе «Человек-человек»

Биографическая справка:

В 1987 г. с отличием окончила педагогический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. Квалификация – преподаватель-исследователь по педагогике и психологии.

В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии в Институте психологии АН СССР. Тема – «Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач».

В 1999 году присвоено звание доцента по кафедре педагогики и психологии.

В 2001 году защитила докторскую диссертацию в РАГС при Президенте РФ по психологии. Тема – «Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования.

В 2007 году присвоено звание профессора по кафедре общей психологии.

Основные заслуги:

  • 1999 г. - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования,
  • 2007 г. – награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ,
  • 2009 г. – награждена Нагрудным знаком «50 лет ФГУ “Аналитический центр при правительстве РФ”»,
  • 2009 г. – награждена Почетным знаком «За успехи в аналитической работе».

Профессиональная деятельность:

  • ассистент кафедры психологии Московского государственного заочного педагогического института (1987 г.);
  • младший научный сотрудник Института психологии АН СССР (1990–1997),
  • проректор по научной работе Московского открытого социального университета (1997–2007 гг.);
  • директор Издательского дома «АТИСО» Академии труда и социальных отношений (2007–2009 гг.);
  • профессор кафедры истории и теории социологии (2009-2015 гг.);
  • профессор кафедры современной социологии (с 2015 г.);
  • заведующий научно-исследовательской лабораторией информационно-образовательных технологий социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (2009-2016 гг.).

Основные направления научной деятельности:

  • психология профессиональной деятельности;
  • конфликтология;
  • психология управления;
  • личностно-профессиональное развитие будущего специалиста;
  • психологическое сопровождение подготовки специалиста в вузе;
  • система вузовской подготовки социолога.

Под руководством Темновой Л.В. защищено 4 кандидатские диссертации.

Публикационная активность:

Опубликовано 133 научных и учебно-методических работы общим объемом 110 п.л., в том числе:

  • 8 монографий,
  • 11 учебных пособий.

Основные труды:

  • «Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования» (М., 2000, монография),
  • «Профессионализм педагогического труда в вузе» (М., 2000, учебное пособие),
  • «Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении» (М., 2000, монография),
  • «Формирование профессиональной культуры специалиста» (М., 2003, монография),
  • «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» (М., 2005, учебное пособие с грифом Минобразования РФ),
  • «Рабочая книга практического психолога» (М., 2006, учебное пособие с грифом УМО),
  • Психологические практики в Российском образовании: преподавание, технологии, аудит (Армавир. 2011.Коллективная монография),
  • Новые образовательные стандарты высшего профессионального образования: проблемы создания и внедрения. (М., 2012. Коллективная монография).
  • Барков С.А., Зырянов В.В., Маркеева А.В., Темнова Л.В.Методические рекомендации по формированию разделов основной образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 39.06.01 "Социологические науки" (на примере направленности (профиля) - "Социология управления"). ИД "КДУ." М., 2016.264 с.
  • Методические рекомендации по формированию исследовательских компетенций в области наук об обществе // Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Издательство «Геоинфо», 2018. (Коллективная монография).
  • Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования (М., 2018. Коллективная монография).
  • Проблемы развития профессионализма: новые подходы в психолого-акмеологическом исследовании. (М., 2018. Коллективная монография).

Последние публикации:

  • Темнова Л.В., Бапинаева Э.Г. Приспособительные практики медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 3. С. 630-645.
  • Темнова Л.В., Рожнова Е.С. Особенности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра и членов их семей // Перспективы науки и образования. 2022. №6. С. 352-366.
  • Темнова Л.В. Социальная травматизация профессиональной группы врачей // Сборник материалов XXVIII Всероссийского съезда сердечно-сосудистых хирургов. 20-23 ноября 2022. Москва. Ассоциация сердечно-сосудистых хирургов России. 2022. С.
  • Темнова Л.В., Поповцева П.В. Факторы социальной травматизации профессиональной группы врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 401-407.
  • Темнова Л.В., Новикова В.С. Моббинг школьного учителя в современной образовательной среде // Вестник Югорского государственного университета. 2022. 4(67). С. 206-216.
  • Темнова Л.В. Социальная травматизация профессиональной группы врачей. Тезисы. // XXVIII всероссийский съезд сердечно-сосудистых хирургов. Москва, 20–23 ноября 2022 года. Тезисы докладов. Москва. АССХ. 2022. С. 195.
  • Sorokoumova Elena A., Cherdymova Elena I., Puchkova Elena B., Temnova Larisa V. Psychological and Pedagogical Bases of Standardization of Digital Educational Products and Digital Technologies \\ European Journal of Contemporary Education, издательство Общество с ограниченной ответственностью Научный издательский дом Исследователь (Сочи), 2021. Том 10, № 4.
  • Sorokoumova E.A., Puchkova E.B., Cherdymova E.I., Temnova L.V. Teachers' Perspectives on Digitalized Education and Deterrents to the Use of Digital Products in Educational Processes // Cypriot Journal of Educational Sciences, издательство Birlesik Dunya Yenilik Arastirma ve Yayıncilik Merkezi (Lefkosa, Cyprus). 2021. Том 16, № 5, с. 2677-2689.
  • Sorokoumova E.A., Cherdymova E.I., Puchkova E.B., Temnova L.V., Ferapontova M.V. The ecological system of the digital educational environment as a new definition of modern education in the view of teachers // Linguistics and Culture Review, издательство American Linguist Association (New York, NY, USA). 2021. № 5(S3), с. 1743-1756.
  • Sorokoumova, E.A., Puchkova, E.B., Cherdymova, E.I & Temnova, L.V. Digital Educational Technologies and Products: A Typology of Possible Threats and Risks. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. 13(4), 697-708.
  • Sorokoumova E.A., Puchkova E.B., Cherdymova E.I., Temnova L.V. The risks and threats of digital educational technologies and products // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. 13 (4), 851-862.
  • Sorokoumova E.А., Cherdymova E.I., Puchkova Е.В., Temnova L.V. Оn student understanding of self-isolation during the coronavirus pandemic // Humanidades & Inovação. January, 2021. v. 8 п. 31. P. 140-147.
  • Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И., Фадеев Д. С., Агеева А.А. Анализ представлений учителей о воздействии цифровых образовательных продуктов на когнитивно-личностную и деятельностную сферу обучающихся // Перспективы науки и образования. 2021. Т. 54, № 6. С. 110-125.
  • Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. К вопросу психологического благополучия подростков в период пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2021. – № 3. – С. 40-53.
  • Пучкова Е.Б., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Темнова Л.В. Представления педагогов и обучающихся о существующих преимуществах и возможных рисках использования цифровых продуктов в образовательной среде // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 95-109.
  • Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Психологические аспекты использования педагогами цифровых продуктов в образовательной практике // Приверженность вопросам психического здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 7 октября 2021 г. / под ред. О.Б. Михайловой, З.Р. Хайровой, Е.Б. Башкина. – Москва: РУДН, 2021. С. 222-229
  • Темнова Л.В. Дистанционное обучение или дистанционное образование? // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности». XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения»: Сборник материалов. – Москва: МАКС Пресс, 2021. — 1241 с. — (Электронное издание комплексного распространения). С. 1215-1217.
  • Темнова Л.В., Лапшина А.К. Динамика видеопредпочтений российской молодежи (на примере видеохостинга youtube) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Vol. 21. № 1. С. 110–123.
  • Elena A. Sorokoumova, Natalya E. Matveeva, Elena I. Cherdymova, Elena B. Puchkova, Larisa V. Temnova, Evgeniia L. Chernyshova, Dmitry V. Ivanov Features of communication between spouses during long-term forced self-isolation as a factor of constructive marital relationships // Eurasian Journal of Biosciences, 2020. Volume 14 Issue 2, pp. 3863-3868.
  • Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1, с. 152-154.
  • Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И. Готовность преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 89-102.
  • Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И. К вопросу психологического благополучия подростков в период пандемии COVID-19 \\ Научное обозрение. Серия 2 Гуманитарные науки, 2020, № 3, с. 40-53.
  • Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Студенты в период пандемии Сovid 19: понимание ситуации самоизоляции // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 196-205.
  • Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И.,  Пучкова Е.Б.,  Темнова Л В., Бонкало Т.И., Вошева Н.А., Гребенникова В.М. Понимание ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19 как фактор психологического благополучия специалиста // Здравоохранение в Российской Федерации. 2020. Том 64, № 6. С. 358-363.
  • Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г.  Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков \\ Психологическая наука и образование, издательство Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ (М.). 2019. Том 24, № 5. С. 27-36.
  • Темнова Л.В., Климова А.А. Влияние семейного типа воспитания на формирование компьютерной игровой зависимости у подростков // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера [Электронный ресурс] : сборник материалов I Международной научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск, 28–29 ноября 2019 г.). ФГБОУ ВО «Югор. гос. ун-т», Ханты-Мансийск. 2019. С. 129-134.
  • Темнова Л.В. Приспособительные технологии научной деятельности преподавателя вуза в условиях реформирования высшего образования // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте. Материалы международной конференции г. Москва, 13–15 декабря 2019 г. С.33-38.
  • Темнова Л.В., Пучкова Е.Б. Анализ повсеместного перехода преподавателей вузов к дистанционной работе в период пандемии COVID 19 // COVID‑19 как фактор отражения социального неравенства. Международная научная конференция. Сборник материалов. / Под общей редакцией Н. Г. Осиповой. – Москва: МАКС Пресс, 2020.
  • Темнова Л.В., Пучкова Е.Б. Вовлеченность в виртуальное пространство и учебная мотивация школьников цифрового поколения // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности [Текст] : материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 18—19 апреля 2019 г.) / Редкол.: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. — Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. С. 412-423.
  • Темнова Л. В., Пучкова Е.Б. Вовлеченность подростков в виртуальную реальность: новые возможности социализации // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина: XIII Международная научная конференция Сорокинские чтения – 2019: Сборник материалов. — МАКС Пресс Москва, 2019. С. 1631–1633.
  • Темнова Л.В., Файман Н.С. Нестабильные условия занятости как фактор профессиональной деформации деятельности ученого // Проблемы современной экономики, 2019, № 2. С. 209-212.
  • Темнова Л. В., Файман Н. С. Профессиональные деформации в социономических профессиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 7–19.
  • Elena A. Sorokoumova, Marina G. Kurnosova, Valeriya O. Zhurinskaya, Elena B. Puchkova, Larisa V. Temnova Studying Differences in the Structure of Personal Professional Orientation of Adolescents Inclined to Exact and Humanitarian Sciences // Astra Salvensis - review of history and culture, year VI, Supplement no. 2, 2018. – P. 621-632.
  • Темнова Л.В. Подходы к анализу профессиональных деформаций в социономических профессиях // Научная конференция "Ломоносовские чтения-2018". Секция Социология, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. Социологический факультет, Россия, 18-25 апреля 2018.
  • Темнова Л.В., Лизунова О.А.  Доступность высшего образования и построение карьеры выпускников вузов // в сборнике Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения – 2018»: Сборник материалов. М.: МАКС Пресс, 2018. ISBN 978-5-317-05809-8, тезисы, с. 1289-1291.
  • Темнова Л.В., Тезина Е.И. Кидалтинг как социальный феномен // Теория и практика общественного развития. 2018. № 12.

Участие в грантах

  • Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-006957: «Разработка современной модели формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ по фундаментальным направлениям подготовки и специальностям высшего образования». Сроки: 1 октября 2017 - 31 августа 2018. АНО "Ассоциация классических университетов России". Руководитель: Караваева Е.В.
  • Министерство просвещения РФ Государственное задание «Разработка методологических и методических основ сертификации и стандартизации цифровых продуктов для образовательной среды» 2021 г. Руководитель: Сорокоумова Е.А.

Контакты :

e-mail: temnova.larisa@yandex.ru