Отчет о прошедшей на социологическом факультете Всероссийской научно-практической конференции «Бизнес и искусство»

.

17 февраля на социологическом факультете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Бизнес и искусство». В конференции прияли участие преподаватели и аспиранты факультета, представители Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Московской школы управления «Сколково», Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, ряда других учебных и научных организаций. Камертоном для участников стал доклад декана высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики», профессора С.Р. Филоновича «Чему бизнес может научиться у искусства?».

Выступающие по-разному отвечали на этот вопрос. Заведующий кафедрой социологии организаций и менеджмента С.А. Барков сделал акцент на различиях в ценностных ориентациях и социальных статусах бизнесменов и художников, притом что сегодня, в век постмодерна, и те, и другие начинают исповедовать схожие идеи познания жизни. Теория бизнеса и менеджмента все более напоминает выставку идей, где каждый предприниматель и менеджер имеет возможность прокладывать свой особый маршрут среди множества «экспонатов». В.А. Устинова, директор Центра коммуникативных ресурсов «Мир диалога» и консультант по организационному развитию, представила широкую панораму знакомства отечественных бизнесменов с различными направлениями в искусстве в рамках образовательных проектов, реализованных в Италии, Австрии и на Кипре. Она выделила три аспекта, привлекающих людей бизнеса в искусстве: 1) «инаковость» – знакомство с чем-то иным, непохожим на обыденную жизнь; 2) коммуникации – возможность свободно рассуждать на самые разные темы и разрабатывать навыки в общении; 3) сакральность – приобщение к вечному, непреходящему, важному для многих поколений. На завершившем конференцию круглом столе были выделены два направления воздействия искусства на бизнес. Первое, которое можно назвать рациональным, связано с тем, что на основе восприятия и произведений искусства можно разрабатывать определенные способности – риторические, аналитические, прогностические и др. Второе, иррациональное направление, подразумевает включение людей в процесс творчества, изменение их сознания и привычных психологических установок, широкомасштабное включение креативного потенциала, который так востребован в современной экономике.